09 апреля 2014 г. в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» в Юридическом институте состоялась панельная дискуссия на тему «Человек, его права и свободы как высшая ценность в механизме государственного строительства современной России».

В организации и проведении мероприятия приняли участие студенты второго курса академических групп 01001207 и 01001208, модератором мероприятия выступила ст. преподаватель кафедры конституционного и муниципального права, к.ю.н. Чалых И.С. В ходе подготовки панельной дискуссии из числа студентов были сформированы две оппонирующие группы – подтверждающих или опровергающих учет конституционного принципа приоритета человека, его прав и свобод в действующем россий-ском законодательстве и практике его реализации, а также группа экспертов, в компетенцию которой входила оценка аргументированности позиции каждой из групп.

Авторами научных докладов, послуживших основой для развертывания панельной дискуссии, выступили студенты Верещагина Екатерина, Фостюкова Маргарита, Зимин Денис и Кравец Екатерина. Широта заявленной проблемы позволила услышать достаточно аргументированные позиции по различным аспектам конституционно-правового регулирования статуса личности в Российской Федерации, ее прав и свобод, их фактического обеспечения, выявить правовые пробелы и коллизии в рамках заявленной проблемы.

Особенно остро обсуждались вопросы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, ответственности личности и государстве в вопросах реализации таких прав и свобод, соотношения качества пра-вообеспечения и гарантий «бесплатности» в реализации ряда конституционных прав, баланса правового статуса личности и интересов общества и государства, актуальности отнесения права на достойный уровень жизни к категории основных прав и свобод человека и гражданина в современном российском государстве. При этом результаты панельной дискуссии, подчеркнув серьезность и актуальность заявленной проблемы, позволили признать конституционный принцип приоритета личности, ее прав и свобод в механизме государственного строительства современной России действующим в одних сферах правоотношений и, одновременно, нарушаемым (как личностью, так и государством) – в других. В данной связи студентами предложен ряд вариантов исправления сложившейся негативной правовой ситуации, адресованных как носителю субъективных прав и свобод – человеку и гражданину, так и субъекту, в чьи конституционные обязанности входит их соблюдение и защита, – государству.

Полагаем, в перспективе подобного рода мероприятия будут способствовать не только развитию научно-исследовательского потен-циала студентов, но и более глубокому осмыслению конституционных установлений, начиная с принципов конституционного строя Российской Федерации.


Чалых Ирина Сергеевна,
модератор мероприятия